пятница, 9 сентября 2016 г.

Конспект занятия по краеведению
«Экскурсия по достопримечательностям г. Ленинска – Кузнецкого»
(подготовительная группа)
Цель: формировать знания у детей о достопримечательностях города.
Задачи:
·        Дать представление детям о месторасположении достопримечательностей в городе при помощи карты;
·        Развивать память, сообразительность;
·        Воспитывать бережное отношение к достопримечательностям родного города;
·        Побуждать детей делать самостоятельные умозаключения при помощи опытов.
Методы и формы:
Практический:   игровое упражнение «Распредели достопримечательности на карте города», экспериментирование.
Наглядный: карта города, картинки с изображением достопримечательностей, карточки с изображением герба и флага города, слайды с изображением шахт, фото шахтеров, иллюстрация с изображением « Где используют уголь».
Словесный:  рассказ – беседа воспитателя, вопрос – ответ, прослушивание гимна города, умозаключение при проведении опытов.
Ход:
1.     Дети под гимн города входят в группу, присаживаются.
Воспитатель:
- Что за «волшебная музыка» пригласила нас сегодня? (гимн нашего города)
- А какая символика еще есть у нашего города? (флаг и герб)
( показ картинок)
Воспитатель:
-  Наш город славится своей красотой и многообразием достопримечательностей. Давайте прогуляемся по городу, сегодня я проведу для вас экскурсию.
Воспитатель спрашивает у детей, какие им известны достопримечательности, что им известно о них. После того, как дети называют достопримечательность, воспитатель показывает изображение.

2.     Воспитатель, опираясь на ответы детей, рассказывает о достопримечательностях новые и интересные факты, проводя «Экскурсию» по городу начиная с микрорайона.

I  Тусналобова Зинаида Михайловна -  в красной армии с 1942 г., окончила курсы медицинских сестер. В действующей армии Зинаида с апреля 1942г.
Санитарка Зинаида за 8 месяцев пребывания на фронте вынесла с поля боя 128 раненных. В феврале 1943г. в бою за станцию Горшечное Курской обл. была тяжело ранена, обморожена. Врачи спасли ей жизнь, но она лишилась рук и ног.
За образцовое выполнение боевых заданий командирования и проявленные мужество и героизм в боях с немецко-фашистскими захватчиками в годы ВОВ Тусналобовой З.М. присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая звезда».
II ДК им Е.М. Ярославского – фасад здания оформлен в греческом стиле. Дворец построен по инициативе руководства шахты им. Ярославского как шахтовый дом культуры. Пожар 1976г. практически уничтожил дворец. В 1988г. здание отстроено заново по инициативе генерального директора объединения «Ленинскуголь» А.И. Шундулиди.
III   Аллея шахтерской славы – создана в честь 55-летия Дня шахтера, 60-летия Кемеровской области, 120-летия Кольчугинского рудника. На алее установлены памятные вагонетки с названиями угледобывающих предприятий рудника и стела-копер, символизирующая шахтерский труд. Открытие состоялось в 2002 г., когда город был столицей областного празднования Дня шахтера.
В 2008г. была проведена реконструкция аллеи. Были установлены: Доска почета с именами почетных граждан города, лучших горняков ОАО «Суэк – Кузбасс», горожан внесших значительный вклад в развитие города, Доска почета с именами горожан-Героев социалистического труда и героев Кузбасса, стела в честь 125-летия Кольчугинского рудника выдачи на гора миллиардной тонны угля
IV  Городской краеведческий музей
Учитывая наличие огромных естественных богатств в районе и необходимости их широкой популяризации, необходимо было организовать городской краеведческий музей – это произошло в 1934г.
В музее хранятся и экспонируются коллекции по археологии, этнографии, истории развития Кольчугинского рудника, собраны материалы о восстании Кольчугинских рабочих  в апреле 1919г. и многое другое.
Основатель музея – Строганов Александр Митрофанович, 1898г.р.,  с 1937г. проживал в селе Драченино.
V  ЦДК , кинотеатр «Победа»
Здание является образцом советской архитектуры.
VI Мемориальный комплекс «За подвиг в бою, за доблесть в труде своим землякам – благодарные горожане»
Память о ВОВ является неотъемлемой частью коллективной памяти российского общества.
С одной стороны, это событие определило будущее нашего государства, с другой – оставило неизгладимый трагический след в жизни каждой семьи. Тяжелую память нам оставила о себе ВОВ. Чтобы увековечить эту память по всей стране стали возводиться памятники погибшим солдатам.
VII Шилин Афанасий Петрович – командир взвода управления и начальник разведки.
За образцовое выполнение боевых заданий командирования при захвате и удержании р. Днепра и проявленные при этом отвагу и геройство ему присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (1944г.)
В1945г. за отвагу  и геройство был удостоен вторичным званием героя Советского Союза с вручением второй медали Золотая Звезда.
После войны продолжал службу в вооруженных силах.
Бронзовый бюст установлен в 1953г.

VIII Сквер памяти героев Кольчугинского восстания – до 1925г. город именовался Кольчугино, и восстание рабочих рудника колчаковского режима, жестоко подавленное во время гражданской войны, сохранилось в истории Кузбасса, памяти поколений Ленинск – Кузнечан. У многих горожан тогда были расстреляны и замучены родственники, что стало предметом поклонения и памяти. Перед памятником – братская могила участников восстания. Прах погибших был торжественно перезахоронен в ноябре 1957г.

В1969 г. было заложено в одну из ниш стелы в капсуле письмо молодежи города к потомкам 2019 года.
IX Храм  святых Новомученников и Исповедников Российских
В начале 1990-х годов администрация г. Ленинска – Кузнецкого по просьбе Сергия Плаксина передали церкви пустующее здание склада бывшего ОРСА «Промтоваров» с прилегающим сквером. Т.к. средств у церкви не было, а здание оказалось кирпичным и достаточно крепким, то решили его реконструировать под храм: надстроить стены, возвести колокольню, добавить необходимые пристройки.
В марте 1998г. храм стал центром Ленинск – Кузнецкого благочиния. 
X Серафимо- Покровский женский монастырь
По прошениям верующих 1 января 1987г. указом архиепископа Новосибирского в г. Ленинске – Кузнецке был назначен священник Сергий Плаксин, а 21 января 1897г. зарегистрирована община прихода Покровской церкви. Были куплены два дома. В одном из них устроен временный храм в честь Покрова Божией Матери.
Началась подготовка к строительству нового большого храма. В мае 1988г. за три дня был выкопан и освящен огромный котлован. После окончания строительства храму дали официальное название Свято Серафимо Покровский женский монастырь.
3.     После экскурсии воспитатель предлагает поиграть в игру «Распредели достопримечательности на карте города».
Дети с помощью воспитателя прикрепляют на карту уменьшенные карточки с изображением достопримечательностей, называя их.

4. Теперь ребята не зевайте. За мною дружно повторяйте.
Физминутка.  «Матушка – Земля»
Все движения дети выполняют в кругу
Мать – Земля
Даров полным полна!
- поднимают руки вперёд
-разводят в стороны
Шахтёр идёт на работу,
На добычу угля,
Раз – два,
Раз – два,
- маршируют на месте
Тяжела и опасна работа, -
Уголёк добывать для народа
Раз – два
Раз – два
- «тянуть канат» и отбрасывают его назад
Уголь наш
Славен всегда!
Во всех городах,
Во все времена!
Дети говорят хором,
-поднимают руки вперёд и вверх
5. Воспитатель приглашает детей в лабораторию. Дети рассаживаются за столы, где находится необходимый материал для проведения опытов.
Воспитатель:
-  Дети, а как называлась самая первая шахта, которая образовалась в нашем городе?
Дети:
-  самая первая шахта называлась «Успех».
 - Ребята, в нашем городе находятся четыре крупные, угледобывающие шахты: шахта им.  А.Д. Рубана, шахта им. С. М. Кирова, шахта Комсомолец, шахта 7 Ноября (показ слайдов). Эти шахты славятся богатыми залежами и добычей каменного угля. Каменный уголь – полезное ископаемое. Дети, кто мне расскажет, как образуется каменный уголь.
 Дети:
-  Каменный уголь образуется из остатков растений в течении многих миллионов лет. Когда остатки растений перегнивают, образуется торф. Затем торф превращается в бурый уголь, потом в каменный уголь.
Воспитатель:
-  Люди, какой профессии заняты добычей угля?
Дети:
-  Шахтёры.
Воспитатель:
-   Да. Это очень тяжёлый и опасный труд. Как вы думаете, зачем человеку  нужен уголь ?
Дети:
-  Его сжигают в печах, чтобы в домах было тепло.
Воспитатель:
-  А ещё уголь необходим в производстве многих важных и нужных вещей. Уголь применяют при изготовлении духов, делают из угля прочные нити, удобрения, лекарства, разноцветные краски, самое лучшее стекло. А ещё из угля делают горючее, чтобы машины двигались. Давайте посмотрим, что у вас на столах?
Дети: Уголь.
Воспитатель:
-   Хотите поближе познакомиться со свойствами угля? Сейчас с вами мы побудем юными исследователями.
Воспитатель: Как вы думаете, почему уголь называют каменным?
Дети: Уголь твердый, как камень.
Рассмотрите каменный уголь с помощью лупы. Какого он цвета?
Дети: Чёрного, блестящего, бугристый, как дерево.
Воспитатель:
-  Ребят, а как можно узнать, уголь твердый или мягкий?
Дети: Надо надавить на него пальцем или сжать в руке.
Воспитатель: Хорошо. Попробуйте его сжать в руке. Что можно сказать? Какой уголь?
Дети: Уголь твердый.
Воспитатель: Потрите камни друг о друга. Что происходит?
Дети. Он крошится, значит, он не такой твёрдый, как камень.
Воспитатель: Каков уголь на ощупь?
Дети. Шершавый, колючий, слоистый.
Воспитатель: Постучите угольками друг о друга. Какой слышится звук?
Дети. Глухой, не очень громкий.
Воспитатель. Понюхайте уголь. Он пахнет?
Дети. Не пахнет, пахнет печкой, баней и т. д.
Воспитатель:
-  А мне, кажется, что он пахнет землей, потому что его добывают глубоко под землей.
Воспитатель: Как вы думаете, что произойдёт с каменным углём, если его опустить в воду?
Дети: Не знаем.
Воспитатель: Попробуйте опустить каменный уголь в воду. Что произошло?
Дети: каменный уголь утонул.
Воспитатель: Значит он какой?
Дети: Тяжёлый.
Воспитатель: Как вы думаете, вода поменяет цвет?
Дети: Да, нет.
Воспитатель: Посмотрите внимательно.
Дети: Нет, вода не окрасилась.
Воспитатель: Что ещё происходит?
Дети: На воде появились пузырьки.
Воспитатель. В каменном угле есть воздух. И при опускании угля в воду, вода вытесняет воздух из угля. Поэтому появляются пузырьки.
Воспитатель: Как вы думаете, он растворяется или нет?
Дети. Да, нет.
Воспитатель: Давайте проверим. Возьмите палочку и помешайте воду. Что происходит с углём?
Дети: Каменный уголь не растворяется.
Воспитатель: Запомните, каменный уголь нерастворим ни в одной из жидкостей.
Воспитатель. Попробуйте углём провести линию на листе бумаги. Что вы видите?
Дети. Углём можно рисовать.
Дети рисуют на коллаж на листе бумаги.
Воспитатель. Ребята, давайте ещё раз вспомним свойства угля.
Дети. Уголь тяжёлый, черного цвета, твердый, но хрупкий, в нем есть воздух, не растворяется в воде, не окрашивает воду, горит, пахнет землей, потому что уголь -  полезное ископаемое, образуется в течение многих миллионов лет.

6. Подведение итога занятия.

Комментариев нет:

Отправить комментарий